Этапы стресса и его коррекция

Этапы стресса и его коррекция

Чтобы преодолевать стрессовое перенапряжение, которое оказывает неблагоприятное влияние на ваше состояние здоровья, необходимо разобраться в причинах. Психология стресса и методы коррекции такого состояния позволит свести к минимуму отрицательный результат и разобраться в самой природе перенапряжения.

Основные этапы стресса

Для начала рассмотрим особенные и специфичные черты возникновения субсиндромов стресса.
Выделяют четыре основных этапа стрессового состояния:

  • эмоционально-поведенческий;
  • вегетативный;
  • когнитивный;
  • социально-психологический.

Заторможенное реагирование у людей с неоперативным типом психикиПри эмоционально-поведенческом стрессовом возбуждении существует две категории людей, которые разделяются по ослаблению или усилению поведенческой активности во время краткосрочных стрессовых перенапряжений. Люди с динамичным и моментальным реагированием на стрессовое возбуждение владеют небольшим уровнем защитных действий:

  • рефлекторный, проявляется вздрагиваниями или застываниями;
  • сложно-организованный, протекает с такими чувствами, как гнев, возмущение, испуг, раздражение, досада, радость или другие;
  • социально-обусловленный, характерен обычной или не обычной моделью поведенческого проявления в зависимости от ситуации.

Люди с неоперативной и неспешной реакцией отличаются такими аспектами поведения, как увеличение или уменьшение двигательной интенсивности. Во время постоянного и долговременного воздействия перенапряжения энергичность сменяется на слабость и заторможенное реагирование на причину такого состояния.

Вегетативный субсиндром. Вегетативная реакция во время стрессового перенапряжения является важным элементом защитной реакции организма.

Проявления когнитивного субсиндрома

Для когнитивного субсиндрома характерна перемена познавательных действий, самосознания, памяти, в соответствии со степенью развития стрессового переживания.

Типы изменений мышления при стрессовом перенапряжении:

  1. Избегание решения проблемАктивирование мышления с соответствующим отражением реальности в сознании. При столкновении со стрессовыми обстоятельствами увеличивается сфера приходящей в данный момент информации, и вы стараетесь скорее найти выход и разрешить ситуацию, приносящую страдания. Если вы осознаете, что ситуация неразрешима, то организм начинает готовиться к мгновенным действиям. У вас появляется желание сбежать, что заставляет реагировать на ситуацию неадекватно. В результате вы перестаете контролировать время и оцениваете ситуацию посредством воображения и представления.
  2. Гиперактивация мышления. Проявляется такими признаками и симптомами, как повышенная эмоциональность, бессонница, высокая подвижность, боязливость и другими.
  3. Увиливание от разрешения стрессовых проблем. Вы стараетесь заместить разрешение определенного стрессового переживания решением других проблем. Снижается мыслительная активность, и вы не помните часть происходящего. Вы помните лишь лица и обстоятельства, кроме не очень приятных моментов. Понижается активирующее воздействие среды, в которой вы прибываете, на такие процессы, как познавания и внимания.

Социально-психологический синдром

Люди, которые часто были подвержены стрессовому или психологическому перенапряжению, нарабатывают собственные модели развития общения. Существует пять стадий формирования общения и стадии его развития во время возбуждения:

  • понижение интенсивности совместной деятельности (стадия «замирания»);
  • активная манера поведения и общения, которая абсолютно не присущие вам в повседневных, обычных условиях (стадия «экспансии»);
  • появляется необходимость в близком общении (стадия «вынужденной помощи»);
  • поиск партнера, который пережил подобную ситуацию (стадия «стабилизации общения»);
  • понижение или усиление интенсивности общения (стадия «перемены общения»).

Разберемся подробнее в этих стадиях.

Стадия «замирания».

Оказываясь в условиях острого стресса, ваш организм затаивается и держит под наблюдением окружающих вас людей. Длится такая стадия пару секунд, минут или несколько часов. Психология стресса и методы коррекции такого состояния данной фазы характерна заторможенностью и уменьшением насыщенности общения.

Вы ощущаете смущение, беспокойство, любопытство, гнев, настороженность.

Стадия «экспансии»

Насыщенное и излишне близкое общение на стадии "экспансии"Характеризуется проявлением динамичного и насыщенностью общения, совершенно вам несвойственного вне ситуации вызывающей стрессовое возбуждение. Отличительные манеры поведения на этой стадии:

  • истинное удовольствие от общения, которое не омрачено прошлыми обидами;
  • экспансивное общение у неразговорчивых лиц;
  • навязываемое гостеприимство;
  • аффективное поведение.

Ошибки коммуникации человека, находящегося на начальной стадии «экспансии» и ранее перенесшего стрессовую травму:

  1. Наличие установки на неблагоприятные качества человека, тем самым вы без веских оснований невежливо относитесь к партнеру по диалогу, чем можете вызвать отрицательную реакцию с его стороны и ответную неприязнь.
  2. Акцентированное внимание на ваших псевдонедостатках.
  3. Навязчивый рассказ о своих ситуациях, которые были связаны со стрессовым перевозбуждение, что негативным образом располагает к вам слушателя.
  4. Интенсивное общение на чересчур интимные темы, которые переходят все социальные запреты в поведении.
  5. Ошибочное добавление партнеру по беседе качеств вашего идеала во время формирования и распределения социальных ролей.
  6. Слишком явное демонстрирование собственных достоинств или акцентирование внимания на недостатках человека.
  7. Демонстрация авторитарности.

Стадия «вынужденной помощи»

Характеризуется потребностью в тесном общении. На начальном этапе стадии вы динамично пытаетесь отыскать партнера для общения. Появление эмоциональных и остальных признаков дистресса проходит с переменой интенсивности общения.

Стадия «перемены общения»

Выражается посредством уменьшения или повышения насыщенности общения, в котором преобладают позитивные или негативные составляющие социального взаимодействия.
Позитивные составляющие социального взаимодействия:

  • чувство обоюдной симпатии;
  • способность определять лидера и склонность следования за ним;
  • признание себя в качестве лидера.

Негативные составляющие взаимодействия:

  • формирование неприязни к нагрузкам различного характера, которые связаны с огромной ответственностью перед определенным кругом людей;
  • утрата социальных установок личности;
  • возникновение противостояния с лидером;
  • нежелание нести ответственность за дело, если оно неличное;
  • агрессивность, недоброжелательность и враждебность действий по отношению к окружающим, которые, по вашему мнению, представляют опасность.

Корректировка стрессового состояния

Психология стресса и методы коррекции такого состояния подразумевает сведение к минимуму или полное устранение факторов, провоцирующих психическое перенапряжение. Существует несколько основных методов корректировки психострессового состояния человека, которые помогают исправить недостатки психологии и поведенческие факторы.

Основные методы коррекции стрессового перенапряжения:

  • музыкальный;
  • когнитивный;
  • поведенческий;
  • суггестивный;
  • личностно-ориентированный.

Музыкотерапия - самый доступный метод коррекции стрессаМузыкальный метод корректирования является фрагментом схемы терапии искусством и сочетается с остальными методиками корректировки эмоционального равновесия. Музыкотерапия с использованием музыки как средства корректировки эмоционального отклонения, расстройства речи или страха благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. При этой терапии очень важно правильно подбирать музыкальные композиции.

Когнитивный метод коррекции перенапряжения ориентирован в первую очередь на проблемы избавления от стрессового возбуждения и содействуют переменам в понимании окружающего мира и себя. Основное внимание при использовании такого метода уделяется познавательной структуре психики. Главным фактором такого метода являются теории, которые описывают личность человека со стороны организации постижимых структур. Задачей такого метода является установление неосознанных категорий мышления и обучение новым методам мышления, оптимистичному восприятию окружающего мира и себя.

Поведенческий метод корректировки содействует развитию ранее не использовавшихся социальных умений, помогает преодолевать вредные привычки, избавится от эмоциональных травм и снять стресс. Такой метод используется для наработки новой модели поведения в сложных стрессовых ситуациях.

Суггестивный метод используется в качестве внушения и разъяснительных бесед, которые направлены на формирование позитивного и одобрительного отношения к себе. Эффект снятия перенапряжения вызванного стрессом основан на механизме целенаправленного самовнушения и релаксации.

Личностно-ориентированный метод. Этот метод предназначен для индивидуальной, групповой или семейной корректировки психологического стрессового перенапряжения. Такая коррекция стресса характерна такими основными методами, как внушение и убеждение.

С целью определить эффективность воздействия приведенных методов коррекции необходимо самонаблюдение, которое является основным элементом корректировки самоуправления.

Выделяют такие цели самоконтроля:

  1. Научится воздействовать на когнитивные процессы.
  2. Приучиться идентифицировать различные эмоции, оказывать им воздействие или не поддаваться им.
  3. Научится управлять собственным поведением в сложных психологических ситуациях для достижения определенных целей.

Научитесь понимать себя и свое поведение во время сложных ситуаций, изменив отношение к нем. Это позволит более эффективно справляться со стрессовым перенапряжением и в дальнейшем не будет вызывать у вас подобных расстройств.

Ссылка на основную публикацию