неконтролируемые поступки

Психогенный тремор и запрет на эмоции

Тремор — это непроизвольное ритмичное дрожание мышц конечностей (чаще всего ног, рук, головы). Возникает из за неврологических нарушений в мозжечке и таламусе, из за переохлаждения, голода, но может быть и следствием эмоциональных причин (перенапряжения, сильного волнения или скрытых внутренних конфликтов). Такой тремор называется «эмоциональный» или психогенный (его также называют функциональным).

Причины психогенного тремора

неконтролируемые поступкиПсихогеенный тремор, в отличии от тремора органического (который является самостоятельным неврологическим заболеванием либо симптомом при заболеваниях ЦНС, или других систем), он не приводит к каким-то постоянным изменениям в теле человека. То есть, в этом случае структурно не меняются био и электрохимия организма.

Психогенный тремор вызван психологическими причинами: чаще всего является симптомом депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), панического расстройства, социофобии и других психических расстройств, влияющих на функцию нервной системы. О психологических причинах тремора я и хочу упомянуть.

Первоначально, психогенный тремор возникает тогда, когда человека переполняют эмоции, проявление которых находится под запретом. В психике человека внезапно происходит столкновение нескольких противоположных эмоций, в основе которых лежат желания. Запрет на проявление эмоций покоится на страхе критики важными для ребёнка людьми, которая когда-то возникла в моменты проявления им эмоций, собственного мнения, воли.

Воздействие подавленных эмоций

Вспоминаются слова Ивана Михайловича Сеченова, отца отечественной физиологии: «Если у наших больных не плачут глаза, плачут внутренние органы». В связи с этим, можно сделать вывод, что эмоции долго не могут быть подавлены, поэтому справедливо рвутся наружу. Их подавляет сознание(продукт культуры, цивилизации), потому как необходимо «сохранять лицо», не быть белой вороной, чтобы не чувствовать себя изгнанным из социальной группы(животные сбиваются в стаи с целью выживания).

И не находя лазейки через сознание, эмоции находят выход через бессознательное человека, пытаясь выражаться в виде какого-нибудь симптома, заодно снимая эмоциональное напряжение. В один прекрасный момент это получается, а человек, как правило, не успевает ничего понять. Но затем, выработав условный рефлекс (страх ожидания), он становится очень бдительным. Поэтому выразить этот симптом человеку теперь очень трудно, потому что бдительное сознание уже и ему запретило проявляться, подавляя его.
Следовательно, «ставки увеличиваются», напряжение в психике растет. И теперь зачастую, взаимодействуя с людьми, человек опасается, что плотину из запрещённых им эмоций прорвёт и поэтому приказывает сознанию быть ещё более бдительным (ведь сформировался страх ожидания). В свою очередь, подавленные эмоции, находясь возле подступов к сознанию, готовы к очередной «атаке».

И чем более бдительно сознание, тем сильнее давление эмоций. В конце концов, сознание становится настолько бдительным и взбудораженным, а фокус внимания сужается до такой мелкой точки, что человек перестает адекватно воспринимать мир — эмоции прорывают его оборону и выходят наружу в виде тремора. Этот кратковременный приступ внезапного дрожания длится секунды, однако борьба в голове у человека незаметно для всех наблюдающих у него этот приступ возникает задолго до его возникновения, а в момент тряски проявляясь всего лишь как результат этой борьбы, в которой эмоции всегда берут верх. Таким образом, тремор — это только верхушка айсберга, следствие, но не причина.

Основная борьба кроется в мышлении и эмоциях, стоящих за ними. Часть психики «настаивает» на том, чтобы человеку оставаться приличным членом общества, достигать успехов, стремиться к развитию, а другая часть словно говорит: » Да обрати ты, в конце концов внимание на мои потребности! Я хочу, чтобы люди перестали относиться ко мне как к объекту достижений, и не критиковали меня каждый раз, если я хочу сказать, что мне страшно, или что я боюсь. Я хочу, чтобы меня принимали, а не любили за удобность и успех.»
Сила сопротивления ребёнка известна многим родителям. Если он не хочет идти в школу из за страшной контрольной, он не пойдёт. А если его и заставят, то может случиться так, что у него вполне реально разболится живот.Что делает ребёнок? Он имитирует болезнь, чтобы вызвать к себе более снисходительное, тёплое, заботливое отношение. А как по-другому? Его же отовсюду заставляют, и всё запрещают.

Почему возникает психогенный тремор

А почему же человек начинает переживать психогенный (эмоциональный) тремор? Потому что он запоминает из детства всех тех критиков, которые «приложили руку» к его воспитанию, внушив ему чувство, что его любят только за внешние заслуги, оценки, постоянно сравнивая его с другими, обесценивая его подлинные желания и чувства. Как результат — ребёнок приучается к мысли, что он что-то значит для других только тогда, когда имеет достижения, испытывая внутри себя душераздирающую пустоту. Ребёнок думает, что родитель любит не его, а его достижения. Родитель словно пытается полюбить себя, отражаясь в достижениях своего ребёнка, и глядя на него, чувствует кратковременное чувство превосходства (посмотрите, каких успехов достигает мой ребёнок! Все мамы мне завидуют). А критик, оценщик, что так усердно разносил ребёнка за малейшие промахи и ошибки, запрещал его эмоциональность, теперь существует в психике малыша самостоятельно. Этот механизм называется интроекцией.

Человек приучается сам себя критиковать за малейший промах, за проявление «запрещённых эмоций», кратко говоря – обесценивает свои подлинные чувства, обозначая их для себя как «неприемлемые».
А теперь представьте, что он живёт себе спокойной жизнью, и у него внезапно начинается дрожание. Разумеется, он испугается. И не захочет, чтобы это дрожание возникло снова. Почему же оно внезапно возникло?

В возникновении психогенного тремора всегда существует триггер — ряд обстоятельств, какой-нибудь случай, который запустил механизм самокритики и ощущения внутренней пустоты — всех тех качеств, которые отвечают за напряжение в психике. Очень важно вспомнить, что происходило в жизни человека за 2 минуты, за день, или неделю до первого возникновения тремора и/или панической атаки.

Выброс подавленных эмоций

страшно совершить неконтролируемое действие

Не нужно быть физиком, чтобы понять: если наполнить шарик слишком большим количеством воздуха, то он попросту лопнет. Давление на стенки шарика становится слишком большим, и чтобы уравнять давление в окружающей среде и давление внутри шарика, молекулам кислорода, азота, углекислого газа и других веществ, содержащимся в воздухе, нужно вырваться наружу, лопая шарик.
В психике тоже самое, подавленных эмоций так много, что она решает хоть как-то его скомпенсировать, выпустить наружу. Процесс мыслительных операций — и есть проявление психики. Человек начинает усиленно думать, что делать. Он решает избегать мест, которые вызывают у него эмоциональный тремор, чтобы снять напряжение (которое возникло в результате появления тремора (это его следствие ).

Это один путь, логичный и безопасный для него. Но есть и другой. Мыслительный процесс как проявление психического существует и в бессознательной сфере, т.е. человек не замечает своих мыслей. Они свободно и незаметно для него текут, даже во сне (именно поэтому возникают сновидения). И бессознательное решает вопрос с напряжением через его сброс, а не избегание. Сброс осуществляется напрямую, через выброс адреналина, выход всего накопленного напряжения, дрожания, и часто это становится панической атакой.

Другими словами, избегание как сознательный выход из проблемы — это страх показать себя, показать свои подавленные эмоции. Не желание делиться информацией с миром. Ребёнок же это усвоил из детства. Бессознательное же решение проблемы — это решение более мудрого и смелого ребёнка, который ещё не потерял надежду на то, что его смогут полюбить. Этим дрожанием, выражением страха он показывает миру, что протестует (дрожание по типу «нет-нет») против пустоты, которая наполнила его душу. Он протестует против родителей, которые запрещали ему выражать эмоции.

Гнев, страх и принятие

Немаловажной деталью, которую я считаю нужной отметить, является то, что страх часто существует в психике человека как гнев и раздражение, с которыми ребенок не справился. Эмоции, последствия проявлений которых он испугался. Каждый раз, злясь на кого-то, он чувствует страх. Потому что боится выразить свой гнев. Страх как-бы «маскирует» гнев. Выше было отмечено, что ребёнок, который боится выразить свои эмоции, часто подвергался критике и запрету на их выражение. Выразить свой гнев — дело не из «комфортных» для родителей такого ребенка. А вот страх — удобнее. Как следствие, ребёнок боится, а не гневается, потому что ему внушают, что «выражать гнев — это плохо».

И запоминает, что в ситуациях, в которых необходимо показать обидчику, в чём он неправ, показать, что ему неприятно поведение друга или родителя, он вместо этого чувствует страх. Он боится, что если покажет гнев, его перестанут любить. В человеке за долгие годы скапливается столько гнева, что этот факт заставляет его тело «трещать по швам». На деле же, поскольку страх более приемлемая в обществе эмоция, чем гнев, человеку ничего не остаётся, как прятать свой гнев под личиной страха.

Однако именно гнев лежит в основе. Гнев — естественная реакция всякого человека на события, которые ему не нравятся. Ребёнок злится на маму, которая не обращает на неё внимание, злится на учителей и одноклассников. Мама ругает ребенка за то, что он выражает свою нормальную реакцию на отсутствие внимания к себе, говоря: «Нельзя злиться на маму. Это плохо. Мама не будет любить тебя, если будешь так себя вести». Ребёнок не может без любви к маме. Поэтому формируется основа для подавления ребёнком своего гнева, который продолжает существовать. Он боится гнева, потому что эта эмоция повлияет на любовь к нему мамы — самого дорогого человека.

Теперь, каждый раз, испытывая справедливый гнев, он боится потерять любовь мамы, поэтому прячет его под маской страха. А в более зрелом возрасте, пытается подавлять ещё и страх. К каким последствиям это приводит, мы уже выяснили.

Любовь и принятие человека со всеми потрохами и тараканами способно избавить его от страха и пустоты. Если это произойдёт, человек заметит, что между ним и людьми исчезла невидимая преграда, он перестанет хотеть прятаться от людей, бояться критики (как мы выяснили, критика — это его собственный интроект, усвоенный от родителя). Он также перестанет хотеть убегать в симптом, ему не нужно будет «обходными путями» идти навстречу людям. Он будет открыт для них напрямую, не боясь, что его отвергнут. А следовательно, симптом ему перестанет быть нужным. И он исчезнет. А человек останется.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.